Главная Новости Везде как будто кот пометил
Просмотры материалов : 38593


Везде как будто кот пометил

Почему у ярославских лифтовиков нет конкурентов  

 

В Ярославле чуть более 2000 лифтов в муниципальных домах и 250 в кооперативных. Правда, в Жилищном кодексе, по которому мы начинаем жить, такое понятие, как муниципальный дом, теперь отсутствует. Есть муниципальное жилое помещение или многоквартирный дом, то есть дом с квартирами «смешанного типа»: часть приватизирована или находится в собственности граждан, а другие еще муниципальные. Но сейчас речь вовсе не об этом, а о том, что городские власти, публично призывая граждан соблюдать Жилищный кодекс, в некоторых пунктах сами его грубо нарушают. Пример? Пожалуйста: лифтовое хозяйство.

Согласно Жилищному кодексу дом - это комплекс жизнеобеспечивающих систем, и нельзя разделять их обслуживание и тем более выносить инженерные сооружения. Но в Ярославле так сложилось, что обслуживанием лифтов занимается самостоятельная организация и все идет к тому, что она не собирается «сдаваться» управляющим компаниям, с которыми собственники жилья в начале следующего года заключат договоры на оказание жилищных услуг. Это во-первых.

Второй момент. Жилищный кодекс настаивает на прозрачности средств, собираемых той или иной управляющей компанией. Ярославцы платят за лифт весьма приличную сумму - 59 рублей 54 копейки с человека в месяц, при этом нет данных, сколько из этой суммы идет непосредственно на обслуживание лифта, сколько на модернизацию, сколько на замену устаревших лифтов и так далее. Третий, может быть, самый важный момент. Десять лет назад были созданы ДЕЗы, чтобы разделить функции заказчика и подрядчика. Необходимость создания ДЕЗов объяснили так: законом запрещено собирать деньги с населения и на эти же деньги заказывать самим себе услуги. Но именно таким образом сейчас поступает муниципальное предприятие «Ярославльлифт»: и деньги само собирает, и выполняет необходимый комплекс работ на эти деньги. И наконец четвертая, самая большая беда на сегодняшний день в лифтовом хозяйстве города - отсутствие какой-либо конкуренции. И как следствие, и обслуживание, и диагностику, и монтаж, и замену старого лифтового оборудования, и диспетчеризацию, и обследование лифтов в муниципальном жилищном фонде и ЖСК Ярославля осуществляет практически одна организация - МУП «Ярославльлифт», которое без преувеличения можно назвать монополистом, потому что более 90 процентов всех лифтов нашего города находится в его руках.
КАК ПРИШЛИ К МОНОПОЛИЗМУ

Десять лет назад в Ярославле все две тысячи лифтов принадлежали шести ДЕЗам, проблем и беспорядка было много. Если учесть, что первый лифт в Ярославле появился в 1967 году, а срок эксплуатации лифта 25 - 30 лет, то начало перестройки в нашем обществе как раз совпало с моментом, когда надо было начинать менять лифты. Но что такое середина 90-х годов в жилищно-коммунальной сфере, лучше и не вспоминать. Для повышения качества обслуживания и должного контроля за эксплуатацией лифтов и решено было создать муниципальное предприятие. Тогда это было вполне оправдано. Из всех ДЕЗов лифты вывели под контроль МУП «Ярославльлифт».

На тот момент предприятие, на базе которого и было создано муниципальное предприятие, само являлось подрядчиком и обслуживало около 600 лифтов, остальные обслуживали другие организации с различной формой собственности, в том числе и частные. Качество обслуживания везде было разным, но не везде плохим. Когда МУП «Ярославльлифт» получило статус управляющей компании, ему были переданы лифты города в оперативное управление. Другие организации по обслуживанию лифтов были переведены на подряд, и постепенно у них начали лифты забирать, прикрываясь благородным предлогом: чтобы обеспечить надлежащий контроль за эксплуатацией лифтов и повысить качество обслуживания. Звучит красиво, но забирались и забираются лифты не совсем красивым способом.

Например, необходимо МУП «Ярославльлифт» забрать лифты в каком-то микрорайоне. Начинаются проверки, и не просто проверки, а проверки с пристрастием. Набирается так называемый компромат, да если еще будет жалоба от жильцов, пусть и сфабрикованная, то вывод простой: либо предприятие само отказывается от обслуживания лифтов, так как бремя штрафов настолько тяжело, что деятельность становится убыточна, либо вывод о том, что обслуживание неудовлетворительное и необходимо с данной организацией договор расторгнуть. Но практика показывает, что лифты, находящиеся на обслуживании в МУП «Ярославльлифт», работают вовсе не лучше, а зачастую хуже. Пример тому - работа лифтов в 14-м микрорайоне, районе судостроительного завода, Липовой горы.

Штрафы - это основной способ «расправы» муниципального предприятия с конкурентами. И не дай Бог, если кто-то из других организаций выигрывает тендер на монтаж лифтов в новостройках города, муповцы их замучают проверками и штрафами. Как говорят специалисты, существует определенный период притирки в работе нового лифта, и даже при самой идеальной установке бывают и сбои, и неполадки. Так вот, муповцы нещадно штрафуют своих конкурентов за малейшие сбои в работе новых лифтов, тогда как у самих вновь установленные лифты могут не работать в течение нескольких месяцев. А возмущенным жильцам они объясняют: притирка механизмов! Самих же муповцев проверять некому, самих себя они также не штрафуют. Вот такой у нас получается рынок услуг и «честная» конкуренция.

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ МОНОПОЛИЗМ

На сегодняшний день в Ярославле официально существует пять организаций, занимающихся монтажом и обслуживанием лифтов в городе. Это МУП «Ярославльлифт», ООО «Ярославльлифтремонт», ЯООО «Союзлифтмонтаж», ООО «Родос», ООО «Лифтсервис». В настоящее время реально работают четыре, сопротивляясь монополизму МУП «Ярославльлифт». Но именно потому, что муниципальное предприятие взяло на себя функции управляющей компании, сделать это нелегко. В лифтовом хозяйстве существует несколько видов работ: поставка, монтаж, диспетчеризация, обслуживание, диагностика, обследование и так далее. По закону, чтобы получить подряд на тот или иной вид работы, надо принять участие в конкурсе и выиграть тендер. При замене старых лифтов конкурсы проводит само муниципальное предприятие, а тендеры выигрывают одни и те же компании, приближенные к МУПу.

Например, в последнее время тендер почти всегда получает компания «Родос» или компания «Грузоподъемные механизмы», в штате которой числится человека 3 - 4. Замена лифтов - дело очень дорогостоящее и трудоемкое, требующее высококвалифицированных специалистов в штате. Замена одного лифта обходится примерно в 700 - 800 тысяч рублей, и деньги на это должны выделяться из городского бюджета. Во всяком случае так должно быть в соответствии с новым Жилищным кодексом, который обязывает проводить открытые конкурсы, чтобы определить генерального подрядчика на модернизацию и замену лифтов за счет городского бюджета. Если учесть, что в последнее время в Ярославле меняется более 20 - 30 лифтов в год, то получается, что через МУП проходит весьма неслабая сумма бюджетных денег - не менее 15 - 20 миллионов рублей.

Впрочем, до конца так и не ясно, за счет каких средств в Ярославле меняются лифты. Если из бюджета, то почему-то не проводятся открытые конкурсы. Если из тарифа - 59 рублей 54 копейки, что каждый проживающий в доме с лифтом платит согласно квитанции, то вопросов возникает еще больше. На каком основании дядя Вася, проживающий в новом доме, должен оплачивать замену лифта дяде Пете, который живет в старом доме и где МУПом запланирована замена лифта?! А кто будет оплачивать замену лифта самому дяде Васе лет через 30? Будет ли тогда сам МУП существовать?!

Также не понятно, сколько мы должны платить за пользование лифтом. В Ярославле почему-то до сих пор мы платим за лифт из расчета за человека, тогда как согласно новому Жилищному кодексу на человека рассчитывается лишь потребление воды или газа, а содержание лифтового хозяйства относится к категории жилищных услуг, и здесь должны учитываться квадратные метры жилья. Сейчас все города переходят на оплату за лифт с квадратного метра. Кстати, в соседних городах плата за лифт на одного человека меньше примерно рублей на 20 - 25, а от платы за лифт освобождены жильцы двух первых этажей. Плата за лифт с конкретного человека значительно выгоднее жильцам состоятельным, чем бедным и среднего достатка. Состоятельные ярославцы приобретают квартиры площадью от 100 до 200 квадратных метров для семей из 3 - 4 человек, а ярославцы со скромным достатком проживают в квартирах в среднем 40 - 60 квадратных метров так же вчетвером или даже впятером. И получается, что они платят за лифт столько же, сколько и богатые, или даже больше, так как в семье сразу несколько поколений и по численности она больше.

ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ БЕЗ КОНКУРЕНТОВ

Диспетчеризация лифтов на базе системы «Обь» началась в Ярославле с 1998 года. Дело это очень хорошее и задумано опять же с самой благородной целью. Смысл диспетчеризации заключается в том, что все лифты выводятся на единый пульт диспетчерской, откуда и осуществляются контроль и обслуживание лифтов. Диспетчеризация позволяет не только существенно сократить затраты на эксплуатацию лифтов, но и вывести их техническое обслуживание на качественно новый уровень с применением компьютерной техники. К тому же освобождаются помещения, которые прежде занимали в каждом доме, а то и в каждом подъезде, диспетчеры-старушки. Создание единой системы обслуживания лифтов по системе «Обь» началось с Дзержинского и Заволжского районов, и сейчас в каждом из шести районов Ярославля есть единая диспетчерская.

На диспетчеризацию одного лифта требуется примерно 15 тысяч рублей, значит, на диспетчеризацию одного «куста» в 100 лифтов требуется полтора миллиона рублей. И эти деньги выделяются из бюджета города. Это очень лакомый кусок, который муниципальное предприятие полностью захватило в свои руки и близко никого из конкурентов не подпускает к диспетчеризации. Может быть, этим и объясняется, что при сокращении штата и затрат на техническое обслуживание лифтов тариф у нас в городе не уменьшается и продолжает оставаться одним из самых высоких по Центральной России. Более того, МУП «Ярославльлифт» рассылает потенциальным заказчикам на монтаж лифтов в новостройках письма, в которых сообщает, что если монтаж будет производиться муниципальным предприятием «Ярославльлифт», то диспетчеризация лифтов будет осуществлена бесплатно. А на какие деньги? Уж не на деньги ли жильцов? Надо ли говорить, что это очень сильно подрывает другие организации, занимающиеся монтажом лифтов, потому что никому не хочется платить лишние 15 тысяч рублей. Заказчики вынуждены обращаться не в названные организации, занимающиеся монтажом лифтов, а именно в муниципальное предприятие.

О том, что это грубейшее нарушение антимонопольного законодательства, заказчикам дела нет. Но здесь налицо еще одно грубейшее нарушение закона: почему бюджетные деньги, и весьма немалые, на диспетчеризацию лифтов опять же выделяются без всяких конкурсов и тендеров?! Как сказал руководитель одной из организаций, занимающейся строительством жилых домов, практически все ярославские лифтовики после монтажа все равно вынуждены отдавать лифты на дальнейшее обслуживание в муниципальное предприятие «Ярославльлифт», потому что они уже успели охватить весь город диспетчерской системой «Обь» и разбросать диспетчерские пункты в каждом районе. Как будто кот пометил.

Петр ЛАВРОВ, Газета "ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО"
2006-06-15 12:17:31